Логопедическая помощь
В настоящее время в детском саду работают два учителя-логопеда:
Курапина Оксана Николаевна, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория;
Цветкова Елена Валерьевна, высшее педагогическое образование, 1 квалификационная категория.
Логопеды занимаются с детьми с ТНР от 2, 5 до окончания первой стуаени обучния. Дети зачисляются в соответствии с заключением психолого-педагогической комиссии.
Предварительно учителя-логопеды диагностируют речевое развитие детей от 2 лет, дают направление на ППК.
Дошкольники, имеющие отклонения в речевом развитии, имеют право получать логопедическую помощь бесплатно. От своевременного начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше начинаем работать с ними, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы.
Комплектование на следующий учебный год начинаем с осени. Дети поступают в логопедическую группу в конце августа постепенно, знакомятся с детьми, сотрудниками, адаптируются к новой обстановке.
Первые две недели сентября проводится всестороннее обследование знаний и умений детей (учителем-логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, психологом). После этого собираемся на педагогический совет, на котором присутствуют все эти специалисты и администрация детского сада (заведующая, методист). На педсовете отмечаем особенности каждого ребенка данной группы, определяем уровень его развития (высокий, средний, низкий). Здесь учитель-логопед знакомит других специалистов с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения в развитии.
Сразу после обследования, т. е. после 15 сентября, проводим и групповое родительское собрание, на котором знакомим родителей с результатами обследования группы, (не говоря индивидуально о детях), рассказываем о задачах, которые стоят перед нами, знакомим с режимом дня, расписанием фронтальных и индивидуальных занятий с детьми, показываем, как делать артикуляционную гимнастику, как заниматься с детьми дома.
Логопед проводит фронтальные занятия (их количество зависит от периода обучения) в утренние часы. На первом году обучения, пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказывается отставание не только в развитии речи, но и снижение внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость.
С 10.00 до 12.00 логопед проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.
Индивидуальные папки ведутся на каждого ребенка отдельно. В них записываем содержание речевой работы с ребенком (слоговые упражнения, слова, предложения, чистоговорки, рассказы, стихи и т. д.), упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.
Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с детьми во второй половине дня. Сюда входят артикуляционные упражнения, проговаривание предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха, формированию лексико-грамматических средств языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечернее логопедическое задание не включается постановка звуков, а только закрепление звуков, поставленных логопедом.
Один раз в квартал, на родительском собрании, логопед рассказывает родителям о состоянии речевой работы в группе.
В конце учебного года подводятся итоги работы.
2023 – 2024 учебный год
24 января наши учителя – логопеды Курапина Оксана Николаевна и Цветкова Елена валерьевна провели семинар – практикум для специалистов сос тажем работы менее пяти летпо теме "Структура индивидуального логопедического занятия", на котором они поделились опытом организации и проведения индивидуальных занятий с детьми с ТНР на разных этапах.
Индивидуальные логопедические занятия являются формой организации коррекционного процесса логопедической работы с детьми с ТНР.
Цель данных занятий – это логопедическое воздействие, направленное на воспитание правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия, т.е. формирование навыков правильного произношения.
При их подготовке и проведении логопед должен:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
- учитывать зону ближайшего развития ребенка;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.
Основные направления работы учителя – логопеда при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Цветкова Елена Валерьевна
Консультация для воспитателей ДОУ: "ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ"
Курапина Оксана Николаевна
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно: собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается, не буду) и состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является достаточно сильным стимулом и способствует быстрому исправлению звукопроизношения. Применение логопедических игр позволяет нам сформировать привыкание детей к данным звукам: дети начинают «дружить» со звуками, играть с ними, любить их.
Сентябрь, 2015
Предлагаю родителям познакомиться с материалом "Значение игры в речевом развитии дошкольников"
***
Май, 2016
У детей, имеющих речевые нарушения, чаще чем у других, встречаются нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. Поэтому необходимо зараннее профилактировать данные нарушения, знать о них родителям, так ка тот кто просвящён, тот вооружён.
Консультация на тему: «Методика раннего выявления дислексии".
***
Октябрь, 2016
Ритмические способности детей развиваются с рождения ребёнка, что произойдет, если у ребёнка проявляется нарушение чувства ритма и как помочь ребёнку развивать ритмические способности, Вы можете узнать, прочитав консультацию на тему:
"Развивая чувство ритма, развиваем речь ребёнка".
***
Январь, 2017
Песок – естественный материал, с которым дети знакомятся практически на первом году жизни. Дети не боятся его, экспериментируют с ним. Поэтому, стоит учитывать благоприятное его влияние на ребёнка. Рисование песком – одно из средств коррекции в педагогике. Каким образом влияет песок на детей, предлагаем Вам узнать, изучив консультацию
***
Октябрь, 2018
Часто родители беспокоятся и интересуются, не отстаёт ли речевое развитие их ребёнка от нормы, сравнивая речь с речью сверсников. Разобраться в этом Вам поможет консультация "Об особенностях речевого развития: когда стоит побеспокоиться?"
***
5 октября 2019 года учителю-логопеду первой квалификационной категории вручена на празднике, посвящённому Дню учителя, была вручена Городская премия за творческий поиск в деле обучения и воспитания детей и большой личный вклад в развитие муниципальной системы образования.
22 ноября 2021 год
Важное значение для детей с тяжёлыми нарушениями речи в старшем возрасте имеет целенаправленное обучение составлению описательных рассказов. Это могут быть рассказы из собственного опыта, рассказы по картине, по серии картин, с опорой на схему.Взрослый помогает реёнку увидеть существенные детали (части) предметов, учит обобщать представления о правилах составления рассказа, совместно с ребёнком работает над лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи.
Игра является одним из основных видов деятельности дошкольников, одной из форм активности ребёнка, находясь в которой, он активно получает знания.
Курапина Оксана Николаевна подготовила интерактивную игру "Картина зимы" для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра способствует развитию умения правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.
Предлагаем родителям в свободное время, играя с ребёнком составить описательный рассказ.