Страница обновлена 28.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26" города Ярославля

Страница обновлена 28.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26" города Ярославля

Логопедическая помощь

В настоящее время в детском саду работают два учителя-логопеда:

Курапина Оксана Николаевна, высшее педагогическое образование, высшая квалификационная категория;

Цветкова Елена Валерьевна, высшее педагогическое образование, 1 квалификационная категория.

Логопеды занимаются с детьми с ТНР от 2, 5 до окончания первой стуаени обучния. Дети зачисляются в соответствии с заключением психолого-педагогической комиссии.

Предварительно учителя-логопеды диагностируют речевое развитие детей от 2 лет, дают направление на ППК.

Дошкольники,   имеющие   отклонения   в   речевом развитии,  имеют право получать  логопедическую  помощь бесплатно.   От своевременного  начала  обучения  и  воспитания  этих  детей во  многом  зависит  успех  дальнейшей  работы. Чем  раньше начинаем  работать  с  ними, тем  более  полной  оказывается компенсация  дефекта   и  готовность  к  усвоению  школьной программы.

                   Комплектование  на  следующий  учебный  год  начинаем  с  осени.  Дети  поступают  в  логопедическую группу  в  конце   августа  постепенно,  знакомятся   с  детьми, сотрудниками,  адаптируются  к  новой  обстановке.

         Первые   две   недели   сентября  проводится  всестороннее  обследование  знаний  и  умений  детей  (учителем-логопедом,  воспитателями,  музыкальным  руководителем,  физ. инструктором,  психологом).   После   этого   собираемся   на педагогический   совет,   на   котором   присутствуют  все  эти специалисты  и  администрация   детского  сада  (заведующая, методист).  На  педсовете  отмечаем особенности  каждого  ребенка  данной  группы,  определяем  уровень его   развития   (высокий,  средний,  низкий).   Здесь учитель-логопед знакомит   других  специалистов  с  основными   дефектами  в речевом  развитии  каждого  ребенка  (в  соответствии  с  речевой  картой),  особенно  подробно  останавливается  на  содержании  коррекционного  обучения  детей,  имеющих  наиболее тяжелые  отклонения  в  развитии. 

     Сразу  после  обследования,  т. е.  после  15  сентября, проводим  и  групповое  родительское  собрание,  на  котором знакомим   родителей  с  результатами  обследования  группы, (не  говоря  индивидуально  о  детях),  рассказываем о задачах, которые  стоят  перед  нами,  знакомим   с  режимом  дня,  расписанием фронтальных  и  индивидуальных занятий с детьми, показываем, как делать артикуляционную  гимнастику, как заниматься  с  детьми  дома.

     Логопед  проводит  фронтальные  занятия  (их  количество  зависит  от  периода  обучения)  в  утренние  часы.  На первом  году  обучения,  пятилетние  дети  с  общим  недоразвитием  речи  не  могут  полноценно  овладеть  учебным  материалом  на  фронтальных  занятиях  со  всей  группой.  Сказывается   отставание  не  только  в  развитии  речи,  но  и  снижение   внимания,   памяти,   быстрая  истощаемость  и  утомляемость. 

         С  10.00  до  12.00  логопед  проводит  индивидуальную или   подгрупповую   работу  с  детьми.       

     Индивидуальные папки  ведутся   на  каждого  ребенка   отдельно.  В   них   записываем   содержание   речевой работы   с  ребенком  (слоговые  упражнения,  слова,  предложения,  чистоговорки,  рассказы,  стихи  и  т. д.),  упражнения  на   развитие   внимания,   памяти,   логического    мышления.

          Ежедневно  логопед  записывает  воспитателю  задание  для  логопедической  работы  с  детьми  во  второй  половине  дня.  Сюда  входят  артикуляционные  упражнения, проговаривание  предметных  и  сюжетных  картинок, повторение текстов  и  стихотворений,  различные  упражнения  на  развитие  внимания,  памяти,  мышления,  фонематического  слуха, формированию   лексико-грамматических   средств   языка. Все   виды   заданий   должны  быть  знакомы   детям.  В  вечернее   логопедическое  задание   не  включается  постановка звуков,  а  только  закрепление  звуков,   поставленных   логопедом.

           Один раз в   квартал, на родительском собрании, логопед рассказывает родителям о состоянии речевой работы в группе.

       В конце учебного года подводятся итоги работы.

2023 – 2024 учебный год

24 января наши учителя – логопеды Курапина Оксана Николаевна и Цветкова Елена валерьевна провели семинар – практикум для специалистов сос тажем работы менее пяти летпо теме "Структура индивидуального логопедического занятия", на котором они поделились опытом организации и проведения индивидуальных занятий с детьми с ТНР на разных этапах.

Индивидуальные логопедические занятия являются формой организации коррекционного процесса логопедической работы с детьми с ТНР.

Цель данных занятий – это логопедическое воздействие, направленное на воспитание правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия, т.е. формирование навыков правильного произношения.

При их подготовке и проведении логопед должен:

  • сформулировать тему и цель занятия;
  • определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;
  • постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
  • разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;
  • учитывать зону ближайшего развития ребенка;
  • осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;
  • использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
  • уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Основные направления работы учителя – логопеда при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

 

 

Цветкова Елена Валерьевна

 Консультация для воспитателей ДОУ: "ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ"

 

Курапина Оксана Николаевна

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно: собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается, не буду) и состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является достаточно сильным стимулом и способствует быстрому исправлению звукопроизношения. Применение логопедических игр позволяет нам сформировать привыкание детей к данным звукам: дети начинают «дружить» со звуками, играть с ними, любить их.

Сентябрь, 2015

Предлагаю родителям познакомиться с материалом "Значение игры в речевом развитии дошкольников"

***

Май, 2016

У детей, имеющих речевые нарушения, чаще чем у других, встречаются нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. Поэтому необходимо зараннее профилактировать данные нарушения, знать о них родителям, так ка тот кто просвящён, тот вооружён.

Консультация на тему: «Методика раннего выявления дислексии".

***

Октябрь, 2016

Ритмические способности детей развиваются с рождения ребёнка, что произойдет, если у ребёнка проявляется нарушение чувства ритма и как помочь ребёнку развивать ритмические способности, Вы можете узнать, прочитав консультацию на тему:

"Развивая чувство ритма, развиваем речь ребёнка".

***

Январь, 2017

 Песок – естественный материал, с которым дети знакомятся  практически на первом году жизни. Дети не боятся его, экспериментируют с ним. Поэтому, стоит учитывать благоприятное его влияние на ребёнка. Рисование песком – одно из средств коррекции в педагогике. Каким образом влияет песок на детей, предлагаем Вам узнать, изучив консультацию

"Рисование песком"

***

Октябрь, 2018

Часто родители беспокоятся и интересуются, не отстаёт ли речевое развитие их ребёнка от нормы, сравнивая речь с речью сверсников. Разобраться в этом Вам поможет консультация "Об особенностях речевого развития: когда стоит побеспокоиться?"

***

5 октября 2019 года учителю-логопеду первой квалификационной категории вручена на празднике, посвящённому Дню учителя, была вручена Городская премия за творческий поиск в деле обучения и воспитания детей и большой личный вклад в развитие муниципальной системы образования.

22 ноября 2021 год

Важное значение для детей с тяжёлыми нарушениями речи в старшем возрасте имеет целенаправленное обучение составлению описательных рассказов. Это могут быть рассказы из собственного опыта, рассказы по картине, по серии картин, с опорой на схему.Взрослый помогает реёнку увидеть существенные детали (части) предметов, учит обобщать представления о правилах составления рассказа, совместно с ребёнком работает над лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи.

Игра является одним из основных видов деятельности дошкольников, одной из форм активности ребёнка, находясь в которой, он активно получает знания.

Курапина Оксана Николаевна подготовила интерактивную игру "Картина зимы" для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра способствует развитию умения правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.

Предлагаем родителям в свободное время, играя с ребёнком составить описательный рассказ.